Формула 1 всегда была недосягаемой высотой для автопроизводителей из бывшего социалистического блока, и на протяжении полувека попытки добиться чего-то на чемпионате мира ограничиваются безнадежным российским проектом 1960-х годов, а затем вливанием денег в один из самых самые слабые команды в истории в начале 90-х.
Однако в 1986 году ситуация изменилась с включением в календарь Формулы-1 Гран-при Венгрии — первой, а затем и самой успешной гонки за железным занавесом, которая в этом году проводилась в 35-й раз подряд. Естественно, что, как это часто бывает в бывших социалистических странах, здравый смысл сталкивается с партийной простотой и ограниченностью — конкретный пример этого — выбор машины службы безопасности и медицинской машины для первого Гран-при Венгрии.
Местные жители отказались доверять эту роль западным, а тем более немецким автомобилям, и тогда спасителем стал Tatra T623 Special Rapid Response Vehicle — возможно, единственный социалистический автомобиль с двигателем V8 с воздушным охлаждением.
Создателем Т623 является Кирилл Свобода — бывший автомобильный водитель и один из пионеров в области спасательных операций в критических ситуациях во время автогонок. Свобода стартовала с быстро реагирующей машины на базе Lancia Beta, но сдалась из-за скромного места на борту и недостаточно хороших динамических качеств итальянской машины. Тогда Свобода повернула к Татрам, но в то время в Чехословакии эти машины обслуживали в основном члены Политбюро Чехословацкой Социалистической Республики, то есть ему пришлось приложить серьезные усилия, чтобы добраться до Т613.
Свобода и ее спасательная организация NAREX (теперь известная как NARIMEX) создали T623 на основе T613, и роскошный седан V8 оказался очень подходящим для того, чтобы возглавить колонну автомобилей, которые едут на «чрезвычайно низкой скорости» и стараются поддерживать температура в ваших шинах. А также транспортировка раненого пилота в медпункт на взлетно-посадочной полосе.
Первая версия T623 S оснащена стандартным 3-литровым двигателем V8, таким как T613, но его подвеска была занижена на 30 мм, некоторые панели кузова были облегчены, а окна были заменены на стеклопакеты. Автомобиль хорошо показал себя на нескольких гонках в Чехословакии, а позже T623 был официально сертифицирован как автономная модель Tatra. Но создание «нового» T623 осуществляется на базе устаревшего T613, на котором до недавнего времени ездили великие тусовщики.
На первом Гран-при Венгрии в 1986 году венгры пригласили NAREX, чтобы он отвечал за безопасность трассы, и на тот момент Svoboda уже заменила оригинальный 3-литровый двигатель на 3,8-литровый двигатель мощностью более 300 лошадиных сил. Это необходимо, потому что тогдашний медицинский делегат FIA, профессор Сид Уоткинс, потребовал, чтобы медицинская машина следовала за колонкой Формулы-1 от начала до конца первого круга, что также является наиболее опасным для всей гонки. Необходимо еще больше осветлить автомобиль, а также внести изменения в рулевое колесо и систему рулевого управления, чтобы точнее и быстрее реагировать на команды водителя.
После последних изменений максимальная скорость T623 превышает 300 км / ч, и эта версия получает новое имя — Tatra T623-R.
Модифицированная Tatra использовалась в течение 10 лет на Гран-при Венгрии, в основном как медицинский автомобиль, поскольку требования к автомобилям безопасности продолжали расти. И это именно та машина, которая в 1995 году разбила несчастного Таки Инуэ, который бежал с огнетушителем к горящей машине Footwork, к счастью, после любопытной аварии японский пилот избежал травм.
В 1996 году FIA ввела еще более строгие требования к автомобилям безопасности Формулы 1, и T623-R снял с производства, но с богатой историей на чемпионатах мира.
См. также по автомобильной теме: ремонт и ТО автомобилей Ауди А4.